Женщины в зелёной энергетике: почему это выгодно всем

18.03.2019


Исследования раз за разом показывают, что отсутствие гендерной дискриминации в отдельно взятом секторе экономики способствует его развитию.


Развитие зелёной энергетики влияет не только на экологическую обстановку регионов – оно также приводит к масштабным социальным изменениям. Трансформации заметны как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных семей: это не пустые слова «о высоком», а действительные изменения условий жизни конкретных людей. Важно и то, что эти изменения не хаотичны – они имеют свои правила и тенденции, которые обязательно стоит учитывать для наилучшего развития.

По оценкам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, количество рабочих мест в сфере возобновляемых источников энергии может увеличиться с 10,3 млн в 2017 году до 29 миллионов в 2050 году. «Глобальный энергетический переход» даёт возможность создавать новые рабочие места и изменять все аспекты производства и распределения энергии.

Создание новых рабочих мест всегда считается хорошим показателем  в развитии регионов, но стоит помнить, что тенденции есть и здесь. По ряду причин подобные изменения имеют гендерную окраску: они всегда улучшают жизнь мужин (создают новые карьерные возможности, улучшают материальное состояние и пр.) и не всегда однозначно хорошо сказываются на женщинах. Это не значит, что для улучшения положения женщин стоит отказываться от развития возобновляемых источников энергии. Это значит, что «двигатели» прогресса должны учитывать интересы в том числе и женской части населения.

Сфера зелёной энергетики более прогрессивна для женщин, чем область так называемой грязной энергетики, но до равного представительства и там, и там ещё очень далеко. От общего числа людей, занятых в индустрии возобновляемых источников энергии, женщины составляют 32% (для сравнения, в «грязном» энергетиеском секторе доля женского представительства – 22%). И по-прежнему женщины в этой области гораздо чаще занимаются административной работой, чем наукой, техникой и инженерией.

 dallascitynews.net

Кандидатка философских наук Ольга Шпарага говорит, что с «зелёной экономикой» социальные и политические теоретики действительно связывают усиление гендерного равенства.

«Логика такая: капиталистическая экономика, какой она сложилась после промышленных революция середины 19-го века, опирается на эксплуатацию. Земля и природные ресурсы оказываются тут в одном ряду с женщинами, в качестве пассивной субстанции, материи, которую могут использовать по своемуусмотрению активные и вооруженные разумом мужчины. Такое отношение предполагает иерархию, а своего апогея оно достигло в период двух мировых войн, а сегодня к ним присоединились климатические изменения, угрожающие сокращением природного разнообразия и в целом жизни на земле.

«Зелёная экономика» призвана предложить альтернативу этой логике. Для этого природа должна быть вписана в человеческий мир, но не как бесчувственный материал, а как соучастница социальных процессов. Такая реабилитация природы не может не сказаться на ином взгляде на отношение между полами и социальными связями в целом: теперь каждый и каждая несет ответственность друг за друга и за последствия своих действий, а это значит, иерархические отношения должны уступить место сотрудничеству и коммуникации на равных. У офисного труда больше нет преимуществ перед домашним, как у цивилизации – перед природой, потому что все эти сферы опираются на отношения между живыми существами, за которые эти существа в равной мере должны нести ответственность».

Наличие гендерного разрыва в отдельных секторах экономики часто не воспринимается как проблема, и очень зря. Когда какая-то индустрия искусственно «выбрасывает» женщин – это ведёт не только к ухудшению положения женщин в обществе, но и к затормаживанию развития непосредственно этой индустрии.

 daysoftheyear.com

О нелогичности исключения женщин из профессиональных сфер говорит и основательница проекта «Гендерный маршрут» Ирина Соломатина«Исследования показывают, что профессиональная сегрегация (неравномерное распределение женщин и мужчин в экономике) приводит к исключению значительной доли рабочей силы с рынка труда. И такая растрата человеческих ресурсов, в свою очередь, приводит к несвоевременному реагированию на изменения в трудовой сфере.

Более того, исследования убедительно доказывают факт того, что использование гендерной перспективы значительно улучшает инновационный потенциал, возможности и производительности бизнеса, например путём расширения гендерного разнообразия в компаниях и привлечения и использования талантов и умений женщин.

То есть данные масштабных исследований демонстрируют, насколько важно мотивировать женщин к участию на рынке труда. И важность того, что для них (как матерей и работниц) должны быть созданы разные услуги (но доступные и хорошего качества)».

Противницы и противники женских квот утверждают, что на работу людей стоит брать, исходя из их профессиональных навыков и компетенций, а не из-за их половой принадлежности. Но они игнорируют тот факт, что сегодня во всём мире существуют квоты для мужчин – негласные правила «женщин на эту позицию не брать» и открытая дискриминация в виде ограничений на право получения образования (на отдельные специальности университеты могут набирать только парней) и списков запрещённых для женщин профессий в разных странах.

Таким образом, женские квоты не могут ущемлять мужчин, но могут помочь женщинам избегать уже существующей дискриминации. Гендерное квотирование – это не инструмент ограничения мужчин в их правах, а способ вернуть женщинам отобранные возможности.

 Themuse.com

Специалистка по вопросам гендерного равенства Ирина Альховка отдельно отмечает важность временных мер, направленных на укрепление позиции женщин на рынке труда: «По данным последнего отчёта Всемирного экономического форума, если всё будет продолжаться так же, как оно есть сейчас, то разрыв в оплате женской и мужской работы будет ликвидирован через 108 лет. Поэтому нужны специальные меры, которые помогут ускорить этот процесс, потому что у женщин нет столько времени на ожидание.

Временные меры работают в других странах, и их не стоит бояться, потому что они не будут ущемлять мужчин. По умолчанию у мужчин как у социальной группы больше возможностей, и это сказывается на всей их карьере. Например, женщины сталкиваются с так называемым штрафом на материнство – после рождения детей они по разным причинам часто теряют часть заработной платы (вынуждены отказываться от командировок, чаще ходят на больничные и пр.) Получается, что рождение детей должно стимулировать к более активной работе и мужчин, и женщин (детей надо содержать), но именно женщины при этом сталкиваются с дополнительными барьерами в развитии карьеры».

В перспективе развития возобновляемых источников энергии критически важно обеспечить значимый вклад женщин, потому что их навыки и взгляды представляют собой неотъемлемую часть растущей промышленности. Этот промышленный сектор имеет возможность избежать стандартной ошибки других отраслей экономики и практически с самого начала обеспечивать достойное женское представительство (и не только на административных должностях).

Выстраивать систему без дискриминации проще с самого начала. Попытки трансформировать старые системы (в данном случае – «грязную» энергетику» всегда наталкиваются на очень серьёзное сопротивление со стороны тех, кто сейчас находится у власти. Поэтому развитие зелёной энергетики – вполне реальный шанс для женщин стать более значимыми в энергетической отрасли.

Гендерное равенство приносит существенные сопутствующие выгоды. Исследования показывают, что женщины создают новые перспективы развития проектов и улучшают тактики и стратегии сотрудничества. С ростом количества женщин на руководящих постах в организациях растёт и общая эффективность.

 telegraph.co.uk

Одно из ограничений для женщин в построении карьеры – это стереотип о том, что материнство якобы негативно сказывается на интеллектуальном развитии женщин и делает их худшими сотрудницами. Но в 2010 году в Scientific American вышла статья Крейга Кинсли и Адама Франссена о положительном влиянии материнства на развитие мозга.

Дело в том, что дополнительная психологическая нагрузка, которую получают матери, и необходимость постоянно получать новые навыки, создают новые нейронные связи в головном мозге. А Ребекка Персон и её соавторы говорят о том, что  повышение уровня таких гормонов, как эстроген и прогестерон, усиливают эмоциональную активность, что помогает матерям быть более сконцентрированным.

Таким образом, дискриминация женщин на основе идеи, что они по биологическим причинам будут хуже работать после рождения детей, оказывается необоснованной.

Важно и то, что развитие так называемой зелёной энергетики может не только помочь женщинам получать новые рабочие места и развиваться профессионально. Этот сектор промышленности напрямую влияет на качество жизни обычных потребительниц. 70% самых бедных людей в мире – это женщины и дети, и развитие зелёной энергетики должно помогать им жить лучше.

Сами собой эти изменения не произойдут – если акторы трансформаций не будут включать женскую повестку в сферу своих интересов, то тенденция женской нищеты будет оставаться прежней. Стремление к гендерному равенству должно быть неотъемлемой частью работы в сфере расширения доступа к энергии и ликвидации нищеты.

Многие мужчины, работающие в этом секторе (в том числеи и те, которые отвечают за разработку стратегии принятия решений) не знают или не хотят замечать того, что женщины сталкиваются с рядом барьеров при входе в профессиональную область и имеют специфические сложности в карьерном развитии.

Результаты опроса показали, что об этих барьерах задумываются 75% женщин и всего 40% мужчин. Также опрос выявил похожий проблем в восприятии справедливости в вопросах оплаты труда. Около 60% опрошенных мужчин высказали уверенность в том, что ресурсы справедливо распределяются между мужчинами и женщинами. С ними были согласны только 29% женщин.

Несмотря на существующие проблемы и пробелы, сфера зелёной энергетики имеет крайне высокий потенциал в обеспечении гендерного равенства. Но восприятие и осознание проблем имеет крайне важное значение. Один из респондентов справедливо отметил: «Если вы даже не задумываетесь о том, что у вас есть проблема, вы никак не сможете её решить.»

В энергетической области стоит учитывать гендерные аспекты: адаптировать обучение и программы развития навыков, работать над привлечение и удержанием талантливых сотрудниц и сотрудников, отказаться от слепой поддержки стереотипов.

Энергетическая политика и обусловленные ей проекты и программы – независимо от того, управляются ли они правительствами, гражданским обществом или частными корпорациями – должны внедрять женский опыт, знания, возможности и предпочтения, что поможет избежать усиления гендерного разрыва между женщинами и мужчинами.

В системном подходе женщины рассматриваются не просто как начальные и конечные пользовательницы и выгодополучательницы  программы, а как акторки в создании и реализации энергетический решений.


Источник: http://greenbelarus.info/articles/07-03-2019/zhenshchiny-v-zelyonoy-energetike-pochemu-eto-vygodno-v...