"Ближе, чем кажется"

29.11.2018

В феврале этого года российский космонавт Антон Шкаплеров сделал снимок Аральского моря с земной орбиты. Фотографию выложил на своей странице в "Инстаграме". Она набрала более сотни комментариев, в которых жители разных стран с сожалением говорили о сокращающемся уровне воды. Пыльно-солевая буря, прошедшая недавно на территории Каракалпакстана и затронувшая соседние регионы, - еще один острый сигнал о том, что времени для принятия решений все меньше. Море, которое справедливо называют озером, уже более полувека отступает, оставляя вместо себя соляную пустыню.
 
Снимок.PNG

На территории Приаралья были Генеральные секретари Организации Объединенных Наций - и прежний Пан Ги Мун, и нынешний Антониу Гутерриш. Он в свою очередь в обращении к Президенту Шавкату Мирзиёеву в 2016-м отметил: "Смягчение последствий высыхания Аральского моря остается нашим общим главным приоритетом. ООН будет и далее поддерживать усилия по решению связанных с этой трагедией проб­лем".

Нерациональное использование водных ресурсов привело к печальным последствиям. Выйти из экологического кри­зиса усилиями только одной страны не получится. В этом убеждаются и зарубежные эксперты. Так, в интервью телеканалу "Мир 24"  заместитель директора Института океанологии имени П. Ширшова РАН гидрофизик Петр Завьялов подчеркнул: "Восстановление Аральского моря - то дело, в котором я не стал бы делить ответственность между определенными странами. Да, Казахстан и Узбекистан чувствуют последствия кризиса наиболее остро, но улучшение ситуации в этом регионе выгодно всем. Экологический кризис разворачивается в непосредственной близости от наших границ, он сопряжен с миграционной напряженностью и социальными проблемами, не говоря уже об экологических. Климат становится резко континентальным, песчаные и пылевые бури учащаются. Лето становится еще более засушливым, а сезонные и суточные температуры подвергаются сильным скачкам. Так что проблема высыхающего водоема - проблема всех стран Аральского региона, и решать ее можно только сообща".

Для принятия действенных мер в 1993 году создан Международный фонд спасения Арала. С тех пор реализованы совместные программы, проведены встречи на уровне лидеров стран-соседей. В недавнем заседании Совета глав государств - учредителей МФСА, прошедшем в Туркменбаши, приняли участие Президенты Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмени­стана. На повестке дня - решение спектра вопросов. Ведь ситуация в регионе При­аралья отражается в первую очередь на жизни людей, экологии.

О ключевых моментах выступления Президента Шавката Мирзиёева, актуальности поднятых вопросов говорит заведующий лабораторией Научно-исследовательского инс­титута лесного хозяйства доктор сельскохозяйственных наук, профессор, кавалер ордена "Дустлик" Зиновий Новицкий. Он не понаслышке знает об экологической трагедии - работает на осушенном дне Арала с 1982 года. Руководил 17 научно-исследовательскими проектами. От бумаг и слов пора переходить к конкретным делам, отметил Президент. Отечественный ученый поддерживает это мнение:

- Про трагедию Аральского моря не перестаем говорить. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН наш Президент продемонстрировал две карты, где отражен Аральский кризис. Каким море было до и каким стало после. Экологическая трагедия случилась по вине человека. Лидер страны подчеркнул, что преодоление последствий требует активной консолидации общемировых усилий. Это отмечали и на прошедшей в Ташкенте конференции по Аралу, где мы выступили с докладом. Еще десять лет назад в статье "Аральский кризис и пути решения" предупреждал, что, если не предпринять срочных конструктивных мер, нас ожидает экологическая трагедия. Сравнивать ее можно будет разве что с трагедией Чернобыля. Пыльно-солевая буря в мае - подтверждение, к сожалению, печальных последствий трагедии Аральского моря. Необходимо увеличить темпы работы.

Все в наших руках. Никакие сибирские реки, как это говорили во времена Союза, к нам сейчас не пойдут. Тогда были возможности, однако проблему не решили. Сейчас это другое независимое государство. О чем мы можем говорить? Альтернативы лесным насаждениям нет.

- Президент на заседании озвучил цифру - около 350 тысяч гектаров. Ровно столько засажено защитными насаждениями. Также руководитель страны, ссылаясь на отечественных ученых, отметил, что за 10-12 лет мы сможем покрыть этими растениями высохшее дно. Как эксперт как оцениваете такой прог­ноз?

- Полностью поддерживаю эту инициативу. Важно учитывать, что не все осушенное дно нужно покрывать лесными насаждениями. Речь идет о тех участках, где ожидается вынос соли и песка - необходимо их локализовать. Растения - живой организм. К примеру, саксаул на четвертый-пятый год дает семена, на пятый-шестой под воздействием ветра идет естественное самозарастание. Достаточно посадить, скажем, гектар, а со временем их будет 100-200. Однако для эффективной работы необходим вклад наших коллег-ученых из Казахстана. Тогда 10-12 лет - вполне реальный срок.

- Зиновий Богданович, глава государства выступил с предложением создать Региональный центр по выращиванию саженцев пустынных и кормовых растений. Скажите, как в будущем отразится работа новой организации на ситуации в Приаралье?

- Известно, что до 1960 года Аральское море занимало территорию в 6,8 миллиона гектаров. Из-за того, что оно стало отходить, появилось шесть миллионов гектаров осушенного дна. Вокруг только солончаки и пустоши. Президент справедливо отметил, что нужно совместно решать эту проблему. Необходимо в сотрудничестве с учеными Казахстана разработать единую систему лесомелиоративного освоения осушенного дна моря. В первую очередь - научный подход. Ведь можно высаживать солеустойчивые растения, однако важно, чтобы они принялись.

Запуск подобного регионального учреждения как никогда необходим. Ранее предлагалось соз­дать центр по выращиванию сеянцев пустынных растений в Узбеки­стане. Идею поддержали и решили расширить в масштабе - обеспечивать сеянцами не только нашу страну, но и другие. В числе возможных адресатов посадочного материала - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Китай, Монголия. Потенциал для этого - огромный. Эффект - как экологический, так и экономический.

- А что получат жители Приаралья от открытия центра?

- Можно с уверенностью сказать, что облесенное дно вполне реально использовать на благо человека. Так, лес на дне бывшего моря будет приносить доход мест­ным жителям. Можно создавать пастбища. Президент, сделав акцент на актуальной идее, подчеркнул, что это даст толчок интенсивному животноводству, созданию рабочих мест. На территориях, предназначенных для пастбищ, можно высаживать чогон, терескен, боялыч, кейреук, кандым. Благодаря научным разработкам с одного гектара можно получить 350-400 тысяч сеянцев саксаула, которые на 60 процентов приживаются.

Из-за того, что Аральское море стало отходить, появилось шесть миллионов гектаров осушенного дна. Вокруг только солончаки и пустоши. Президент справедливо отметил, что нужно совместно решать эту проблему.

В этом региональном центре можно заложить питомник, где начнут применять инновационные технологии по выращиванию посадочного материала. Будет необходимая материально-техническая база, лаборатории, станут готовить кадры. Таким образом, научная работа станет вестись непосредственно на месте. Важно, чтобы имелись специалисты, знающие методы и технологии создания зеленых насаждений. К примеру, необходимо заготавливать семена солеустойчивых растений от сильных образцов. У нас есть такие. Выводили их на протяжении 40 лет, это четвертое поколение устойчивых к болезням растений. В дальнейшем важно, чтобы были кадры, которые смогут продолжить наше дело: создавать эффективные зеленые насаждения с учетом научных рекомендаций, технологии выращивания посадочного материала.

- Расскажите о проводимой работе в НИИ и планах на перспективу.

- НИИ лесного хозяйства - единственная организация, которая проводит научно-исследовательские работы по лесомелиорации на осушенном дне моря. У нас есть различные методы и технологии соз­дания зеленых насаждений на разных типах донных отложений. Их можно применять для любого участка осушенной территории бывшего моря.

Можно с уверенностью сказать, что облесенное дно вполне реально использовать на благо человека. Так, лес на дне бывшего моря будет приносить доход местным жителям. Можно создавать пастбища.

С 2000-го по 2007-й в рамках немецкого проекта участвовали в создании 27 тысяч гектаров лесных насаждений на осушенном дне, они переданы на баланс Госкомлеса. Когда-то здесь проходили корабли, теперь на многие километры не встретишь человека. Однако есть зеленые насаждения, которые способствуют закреплению подвижных песков. И сейчас территории Приаралья не надо бояться. Это не мертвая земля. Да, идет вынос соли и песка, они поднимаются, перемешиваются с облаками и выпадают в виде осадков. Однако есть участки, которые можно использовать, и эта площадь составляет более миллиона гектаров.

На перспективу рассчитан научно-исследовательский проект на 2018-2020 годы "Разработка системы создания пустынных кустарниковых пастбищ на слабозаросших песчаных отложениях осушенного дна Араль­ского моря". Скоро подаем инновационный проект "Внед­рение технологии выращивания сеянцев кормовых растений в лесном питомнике для создания пастбищ на деградированных землях". Передовые и инновационные решения - задачи, созвучные не только с названием этого года, но и нашими целями. 


___________________________

*Работа участвовавшая в конкурсе журналистских работ на освещение проблем изменения климата в странах Центральной Азии.

автор: Юлианна Мороз

ссылка на публикацию: http://pv.uz/ru/gazeta-pravda-vostoka/05092018      

____________________________

Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря (CAMP4ASB)

CAMP4ASB_CA_logo.png